+7 (903)743-72-57

г. Москва

истоки астрономии

 

История астрономии отличается от истории других естественных наук прежде всего тем, что она самая древняя. В давние времена, когда из важных навыков, накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось никаких систематических знаний по другим наукам, астрономия уже была высокоразвитой сферой наблюдений и исследований. Она уже в древности выступала как наука, как система теоретических знаний.

 

Развитие астрономии совпадает с процессом истории человечества, начиная с самого возникновения людей, и относится к тому времени, когда общество и личность, труд и обряд, наука и религия в основном еще составляли единое неразделимое целое. Астрономия – это теоретическая часть астрологии, которая в свою очередь следила и изучала погодные явления, помогала в сельском хозяйстве в первую очередь, а также исследовала политические действия стран, руководителей государств, была необходима для работы медика… На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением общественной жизни.

 

Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Так как в основе ее религии лежала астрология, то самое большое количество сведений по астрономии нам досталось от этой культуры. У вавилонян была своя письменность, поэтому календари и способы летоисчисления, которыми они пользовались, дошли до наших дней, а также имеют большое влияние на современные отсчеты времени.

 

Древнейшие обсерватории у вавилонян устраивались обычно на верхней площадке храмовых башен (зиккуратов), развалины которых были найдены в Уре, Уруке и Ниппуре. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет. Сохранились перечни звезд, которые были распределены по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика, которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, многие названия которых (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.) сохранились до наших дней. В VIII–VI вв. до н.э. вавилонские жрецы, которые занимались астрономией, накопили большое количество знаний, имели представление о процессии и даже предсказывали затмения.

 

Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе исчисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря. Год также старались делить на 12 лунных месяцев, а лишние дни выводились в отдельный месяц государственным указом.

 

Египетскую астрономию создала необходимость вычислять периоды разлива Нила. Год рассчитывался по звезде Сириус, утреннее появление которой после временной невидимости совпадало с ежегодным наступлением половодья. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Год состоял из 3 сезонов, каждый сезон – из 4 месяцев, каждый месяц – из 30 дней (трех декад по 10 дней). К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, то есть с 19 июля, днем восхода самой яркой звезды – Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не одинаковой, как сейчас, а колебалась, в зависимости от времени года: летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой – наоборот. Такое деление на часы сейчас используется в астрологии.

 

Звезды у египтян были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «крокодил» и др.).

 

Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне заимствовали древние греки. Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский предположил, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли (в 20 раз меньше действительного). Однако это расстояние Аристарх считал очень небольшим по сравнению с расстоянием от Земли до звезд. Эти гениальные мысли Аристарха, через много веков подтвержденные открытием Коперника, не были поняты современниками. Аристарха обвинили в безбожии и осудили на изгнание, а его правильные догадки были забыты. Греки считали мир геоцентрическим, то есть Земля была в центре мироздания, а планеты и звезды вращались вокруг нее. Эта теория не была всерьез опровергнута еще полторы тысячи лет.

 

Во II в. до н. э. великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накопленные наблюдения, составил каталог более, чем 1000 звезд с довольно точным определением их положения на небе. Он правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли, вывел продолжительность года с очень малой ошибкой – только на 6 минут. Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрономы участвовали в реформе календаря, предпринятой Юлием Цезарем. Этой реформой был введен календарь, действовавший в Западной Европе до XVI – XVII вв., а в нашей стране – до 1917 года.

 

Размеры Земли, определенные Эратосфеном в Аликсандрийской академии (средний радиус Земли у него получился равным 6290 км – в переводе на современные единицы измерения) близки к тем, которые определены точными приборами в наше время.

 

В X веке арабский историк и путешественник Масуди в книге "Золотые луга", рассказывая о древнейших языческих храмах славян, говорил о специальных надстройках в них, сделанных для наблюдения за точками восхождения Солнца. Храмы эти принадлежали, скорее всего, восточным или северо-западным славянам, с которыми широко торговали арабы.

 

На территории Украины в прошлом столетии был найден бивень мамонта, датируемый 15000-10000 годами до н.э., с необычными насечками, которые оказалось возможным объяснить как лунный календарь - отрывок лунного календаря, на котором нанесены изменения фаз Луны за несколько месяцев.

 

При археологических раскопках на территории России от Черного до Белого моря изредка попадаются каменные плиты или мелкие изделия из кремня с нанесенными углублениями в виде групп, что разрешило некоторым исследователям рассматривать их как карты звездного неба. На медной игле, найденной при раскопках на юго-западе Руси, обнаружено изображение Большой Медведицы (в те времена это созвездие именовалось Лосиха, а Малая Медведица называлась Лосенком). .

 

Таким образом, с древнейших времен человек, населявший территорию России, имел четкое представление о фазах Солнца и Луны и о расположении на небе тех созвездий, которые могут быть использованы для пространственно-временной ориентировки, то есть создания своего календаря, а также карты звездного неба, которая использовалась путниками для поиска верного направления.

 

Доказательством хорошо развитого наблюдения за небом служат праздники, которые дожили до наших дней. Солнцу  на Руси посвящено несколько праздников, основные среди них - Купала и Коляда, приуроченные по времени к важнейшим астрономическим событиям - солнцестояниям, которые назывались солнцеворотами. Солнцестояние - момент времени, когда центр Солнца проходит либо через самую северную точку эклиптики (точка летнего солнцестояния - 21 или 22 июня), либо через самую южную ее точку (точка зимнего солнцестояния - 21 или 22 декабря). Склонение Солнца вблизи этих точек меняется очень медленно, и полуденная высота в течение нескольких дней остается почти постоянной. Зимнее солнцестояние использовалось впоследствии христианством для того, чтобы привязать свои праздники к тем, которые праздновались разными народами до этого. Также подверглись изменениям и другие праздники.

 

Моменты солнцеворотов древние славяне отсчитывали, по-видимому, очень точно, пользуясь далеко не примитивными приемами, поскольку в уже упоминавшемся Стоглаве говорится: "И в те поры волхвы и чародейки от бесовых научений пособие им творят, кудесы бьют и во аристотелевы врата и в рафли смотрят и по звездам и по планетам глядают и смотрят дней и часов, и теми дьявольскими действы мир прельщают и от бога отлучают".

 

Мало кто знает, что современное “годоисчисление” было введено на Руси совсем недавно – в 1700 году. По указу Петра в лето 7208-ое, по действующему летоисчислению, Россия отменила свой родной Календарь и перешла на ныне действующий. Год по последней, византийской традиции на Руси начинался с осеннего равноденствия с 22 сентября, до этого использовали начало года с весеннего равноденствия – 20-21 марта, то есть со дня, когда день становится длиннее ночи, растет, увеличивается.

 

На Руси календарь отсчитывался от С.М.З.Х. (Сотворение Мира в Звездном Храме) – подписание мирного договора, после победы Русичей над империей Великого Дракона (Древний Китай), завершили длительную и кровопролитную войну, то есть сотворили мир. Эта победа была увековечена в древних Капищах, изображалась на фресках и Образах – всадник поражающий копьем Дракона. Сейчас этот сюжет переименован -  в Георгий Победоносец. Хотя святой Георгий родился на 5000 лет позже, в III веке от Р.Х. и подвиг ему приписывать стали уже после смерти.

 

Таким образом, широкие слои населения России располагали астрономическими знаниями с самых древнейших времен. Славянские племена имели собственную, ниоткуда не заимствованную, в практических целях употреблявшуюся календарную систему, которая доказывает точность наблюдений за солнечными и лунными циклами, звездным небом, причем календарю этому сейчас насчитывается более 7,5 тысяч лет.

 

При соприкосновении различных культур происходило объединение календарных систем и, по всей вероятности, заимствование более удобных. Но это предполагает уже наличие определенных собственных знаний. Астрономические явления вошли в быт древнего человека как часть окружающей его среды, тесно связанной со всей его деятельностью. Наука началась не с абстрактного стремления к истине и знанию; она возникла как часть жизни, вызванная зарождением социальных потребностей, желания миропонимания и выработки своего мировоззрения. Необходимость разделять и регулировать время разными путями приводили различные древние народы к наблюдению небесных тел и, следовательно, к началу изучения астрономии.